Однажды пообещав, что вскоре появится универсальный, простой в обслуживании, крайне неприхотливый, а главное общедоступный автомобиль, Генри Форд сдержал слово: он создал машину, которая впоследствии получит гордое звание “Автомобиль ХХ века”.

Этому автомобилю чужды комфорт и изысканность: он был создан как “автомобиль для каждого”, рабочая лошадка, а не элегантная техника для катания модных девиц. И, как ни парадоксально, даже присвоив ему множество позорных прозвищ (“Курятник”, “Жестянка Лиззи”, “Детройтская напасть”, “Авто для неудачников”), люди активно покупали “Форд Т” – таково официальное название.

Чем же эта машина завоевала внимание покупателей? В первую очередь – колоссально низкой стоимостью: если в 1908 году стоимость Форд-Т составляла примерно тысячу долларов, то уже к 1915, когда ручную сборку вытеснил конвейер, цена упала до рекордного уровня в 260 долларов. Такую сумму за несколько месяцев мог накопить даже чернорабочий.

Далее идут простота и надежность: нет, ломался Форд-Т достаточно часто, но он был настолько прост, что разобраться в нем мог любой, а дешевизна деталей воплощала основную идею Форда – “дешевле заменить, чем отремонтировать”. Для продвижения этой концепции Форд обязывал всех продавцов иметь запчасти на складе в полном комплекте.

К тому же, Форд-Т крайне прост в управлении. Однако, есть “но”: его конструкция сильно отличается от привычной – газ регулируется рукой, а передачи переключаются ногами. Примечательно, что в некоторых штатах для управления таким автомобилем необходимо было иметь “права” специальной категории.

Случались и казусы: в 1930 году одна американская дама получила премию от компании Форда за то, что проехала 280 тысяч километров на первой передаче! Ей просто никто не обяснил, что есть еще две.

Благодаря своей универсальности Форд-Т завоевал почет в рядах американских фермеров. Что только не вытворяли они с этой неприхотливой “бензиновой тележкой”. На нем ездили в город, возили скот, сено, да и вообще всё что угодно, лишь бы уместилось в кузове, который, к слову, многие переделывали под свои нужды: доходило до того, что задние колеса снимали, на ось накидывали ремень привода, и автомобиль тут же становился двигателем для станков или, например, молотилок.

Так же очевидным плюсом Форда модели Т является его проходимость: имея высокий клиренс и большие колёса он легко преодолевал деревенскую грязь. Но если все же случалось так, что Форд-Т застревал, то несколько человек без особых усилий его выталкивали – масса машины без пассажиров и груза лишь 850кг.

Такую цифру удалось достичь путем применения дорогой особо прочной, но при этом достаточно легкой ванадиевой стали, расходы на которую полностью покрыло массовое производство.

Основная масса автомобилей Форд-Т имеет черную расцветку, но не потому, что так было модно, а потому что черная японская эмаль в начальные периоды массового производства была единственной краской, способной высыхать в крайне сжатые сроки. “Покупатель может приобрести Форд любого цвета, при условии что этот цвет – черный” – говорил Генри Форд.

Даже когда появились новые краски, способные высыхать быстро, многие “сменные” детали, вроде крыльев, делались черными, чтобы не приходилось тормозить производственный процесс и подбирать детали под цвет кузова. К слову, вскоре двухцветный окрас вошел в моду и многие производители дорогих моделей стали запрашивать за него дополнительную плату.

В целях рекламы своего детища, Форд и сам разъезжал на Т-модели. Но вскоре, купив компанию “Линкольн”, пересел на гораздо более роскошный автомобиль.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>